Качество недорогого современного оборудования всем известно. Оно — китайское. Поэтому если вы думаете о покупке более качественного магнитофона, то, возможно, более целесообразным вариантом будет покупка хотя бы минимально обслуженной б/у деки либо на eBay или Avito, либо в одной из многочисленных интернет-комиссионок (например в питерском магазине «Hi-Fi Аудиотехника«).
Однако стоит помнить, что активно эксплуатировавшаяся электронная аппаратура старше 20 лет (особенно т.н. «винтаж») начинает неизбежно отклоняться от заводских характеристик, и простой заменой пассиков здесь не обойдёшься. Прежде всего происходит высыхание электролитических конденсаторов, из-за чего, как минимум, требуется перенастройка резисторов уровня воспроизведения (playback level).
Первым признаком «ухода» от спецификаций является заниженный уровень сигнала на индикаторах, которые практически никогда не достигают нулевой отметки. Кассеты, записанные с Dolby B, на ненастроенном аппарате могут звучать глухо, не взирая на настройку азимута головки. Это, конечно, является некоторым аргументом в пользу приобретения нового аппарата, хотя, конечно, не факт, что новый аппарат (судя по многочисленным отзывам покупателей подобных агрегатов) будет звучать лучше даже расстроенного за годы б/у, сделанного в начале 1990-х гг.
Для подстройки playback level резисторов необходимы:
- сервис-мануал от деки
- тестовая кассета Dolby Level 200 nWb/m (например ABEX TCC-130) либо, в зависимости от описанной в мануале процедуры, 0dB Level кассета (например, ABEX TCC-120)
- мультиметр, способный с высокой точностью измерять переменный ток напряжением 400-500 мВ или, лучше, осциллограф
- спрей-очиститель контактов (старые подстроечные резисторы всегда нуждаются в очистке от окислов)
- кабель с RCA разъёмами
Сама процедура настройки всегда достаточно подробно описана в сервис-мануале.
К слову, если вы также собираетесь что-либо записывать на своей деке, то перенастройке подлежат также и резисторы уровней записи. Вообще, конечно, желательно пройтись по всем пунктам сервис-мануала, для чего уже абсолютно необходим не только осциллограф, но и, как правило, более специализированные тестовые кассеты и более глубокие навыки.
А нельзя ли без этого?
Действительно, что же делать тем, кто хочет получить от кассеты хороший аналоговый звук не углубляясь в технические дебри?
Совет №1: Найти уже полностью обслуженную деку. Да, она обойдётся дороже, но это возможно: на eBay и Avito такие аппараты встречаются довольно часто. Конечно, тут всё зависит от мастера, который проводил обслуживание и, в некотором смысле, это покупка кота в мешке.
Совет №2: Если у вас в городе есть комиссионка hi-fi аппаратуры, то купить магнитофон в ней, предварительно прихватив с собой качественно записанную кассету и послушав на месте её звучание на всех представленных аппаратах. Но как знать, была ли понравившаяся вам дека обслужена и проработает хотя бы месяц без проблем? Здесь нужно чутьё и опыт, пожалуй, не меньший, чем при покупке б/у автомобиля.
Совет №3: Подкопив денег, купить TEAC AD-850, TEAC W-1200 или TASCAM 202MKVII*. Каково качество звука у этих дек мы не возьмёмся сказать, однако отзывы покупателей довольно положительные. Хотя технические данные, по сравнению с деками начала 1990-х годов, весьма посредственны, а конструкция , судя по видео, весьма примитивна, по виду сделан аппарат добротно и, хоть и с натяжкой, но соответствует своей цене. Простота ЛПМ, кстати, не такой уж большой недостаток, т.к. кроме повышенных показателей детонации (wow and flutter) эта примитивность ничем не грозит, в то время как ремонтопригодность такой конструкции весьма высока.
* Более дешёвую модель TEAC AD-800 мы не рекомендуем по причине использования в ней автореверсного механизма с переворачивающейся головкой, что со временем обычно приводит к расстройству азимута. Настройка азимута в любых магнитофонах с автореверсом довольно проблематична.