Часть 1. О кустарных производствах
Почему, собственно, магнитная звукозапись в самом конце XX века была признана «мёртвым» форматом? Одним из множества других форматов, угодивших в соответствующий музей?
Вполне может быть, что как стандарт — то есть нечто массовое, поточное, конвейерное, — они и умерли, но как носитель музыки для тех, кто любит аналоговую звукозапись, они живее всех живых. И это не потому, что аналоговый звук обладает какими-то особыми техническими преимуществами перед цифровым — об этом всегда можно спорить бесконечно, — а просто потому, что кассеты, катушки, винилы и даже многие шеллаки обладают и неплохими техническими характеристиками, и сами по себе являются замечательным явлением культуры, приносящим радость людям. Особых оправданий тут вовсе не нужно искать: всякая замечательная вещь — а аналоговый звук есть вещь по-своему замечательная, — достойна существования и имеет своего ценителя.
Главная проблема кроется в том, что мы все зависимы от массового производителя, а производитель — что тут скрывать, — в последнее время становится всё более и более массовым, в то время как интересы людей напротив, становятся всё более и более разнообразными. Возникает разрыв между спросом и предложением, что, как всегда это бывает, даёт поле для деятельности производствам широкого профиля.
Но что представляет собой современное широкопрофильное производство? По сути, это тот же массовый конвеер, только вынужденный выпускать тонны разнообразных деталей, вместо тонн одинаковых. Откуда тут взяться качеству? Причина кроется в экономической и технической невозможности малого предприятия наладить производство сложных компонентов, без которых немыслим современный уровень технологий, из-за чего они, зачастую, вынуждены обращаться к широкопрофильным гигантам, производящим хлам.
В этом отношении, малотиражное производство коллекционных аудиокассет сравнимо с производством изделий из бересты: в отличие от винилов, где минимальным является тираж 100-200 экз, здесь малые тиражи не сопряжены с необходимостью изготовления для каждого тиража дорогостоящей матрицы и обслуживания чрезмерно капризного и крайне дорогостоящего оборудования. Конечно, такие производства почти всегда существуют на грани самоокупаемости, а временами и уходят в минус, но лишь в редких случаях люди, стоящие за ними, жалуются на подобные проблемы, ибо искренне любят своё маленькое дело.
Вот, например, история и весь процесс малотиражного производства такой позабытой вещи как газоразрядные индикаторы типа «nixie tube», созданная с нуля бывшим программистом из Чехии:
Недаром в ролике это производство названо искусством. Любящий своё дело кустарь, в отличие от завода, способен уделять внимание каждой мелочи, поэтому его продукция обладает особой ценностью, а цена её при этом, ввиду отсутствия лишних расходов на раздутый штат, аренду площадей и необходимость постоянного роста, как правило, вполне разумна.
Наш маленький лейбл, конечно, намного меньше и скромнее даже этой ламповой мануфактуры. Единственное, что у нас есть, это несколько хорошо настроенных кассетных дек и любовь к своему делу. Разумеется мы, также как и Dalibor Farný, постоянно учимся и иногда не сразу понимаем допущенные ошибки. В нашем производстве нам оказывает неоценимую помощь Санкт-петербургская компания GoTape, производящая для нас кассеты, наматывающая ленту и изготовляющая полиграфию.
Часть 2. Качество звука, патенты и новые деки
В конце 2018 года мы всерьёз задумались о повышении качества наших записей. И правда: многие помнят аудиокассету за её «ностальгический» шум, но немногие знают, что хорошо записанная кассета на хорошей кассетной деке звучит не хуже отличного катушечного магнитофона! В 90% случаев источником повышенного шума является не сама запись, а всего лишь дешёвый предусилитель (а зачастую и усилитель мощности).
Помимо качественного звукового тракта, ещё одним важным способом улучшения качество звучания аудиокассеты является применение компандерного шумоподавления. Cтандартом де-факто долгие годы являлись патентованные компандеры типа «Dolby B«, изготавливаемые компанией Dolby Labs. Наличие на кассете логотипа компании Dolby Labs (двойное «D») в 99% случаев указывает на то, что кассета была записана с применением именно этой технологии, и для её воспроизведения крайне рекомендуется (но не требуется) соответствующий декодер.
К сожалению (а может быть и к счастью) компания Dolby уже давно не продаёт оборудования класса B, поэтому на новой аппаратуре вы больше нигде не встретите кнопку с надписью «Dolby B
«, однако в большинстве современных кассетных дек (да да, такие существуют!) вы найдёте переключатель с несколько двусмысленной надписью « «.Прояснить вопрос о загадочном переключателе могут инструкции пользователя. Например в инструкции от довольно дорогой деки TEAC W-1200, мы читаем:
NOISE REDUCTION switch: Using this during playback of tapes recorded with Dolby B noise reduction will reduce hiss.
Здесь производитель напрямую говорит о совместимости с Dolby B, хотя и рискует нарваться на патентные претензии.
Однако так ли всё это на самом деле? Вот в этом видеообзоре показана плата предусилителя этой деки, вместе с установленным на ней чипом для динамического шумоподавления National Semiconductor LM1894. Странно! Динамическое шумоподавление от National Semiconductor использует совсем другой принцип и вовсе не нуждается в предварительной кодировке записи! То ли это нестыковка работы инженеров и маркетологов, то ли этот чип используется «на подхвате» в чуть более сложной схеме, всё-таки призванной восстановить звук, закодированный с помощью Dolby B. И хотя второй вариант представляется маловероятным, в том же видео автор тестирует функцию Noise Reduction этой деки и находит, что работает она очень хорошо. По крайней мере на слух. Возможно, что чип используется для предварительной фильтрации шума, а далее сигнал пропущен через простейший фильтр , чтобы просто пригасить характерные признаки Dolby NR записи, проигрываемой без нормального декодера. Если это так, то это на удивление топорное решение.
Что же касается других дек с переключателем «Noise Reduction», то там мы прямо в инструкции находим упоминание о динамическом шумоподавлении. Например в инструкции от деки Pyle PT649D читаем:
Switch on Dynamic NR key for better result when tapes with Dynamic Noise reduced are playing.
Ключевая фраза здесь «tapes with Dynamic Noise reduced», что в переводе с китайского диалекта английского языка следует понимать как «ленты, записанные с использованием динамического шумоподавления». Ленты записанные с его применением? Но ведь это же не компандер!
В инструкции от ещё более дешёвой деки ION Audio Tape 2 PC мы снова читаем:
Dynamic Noise Reduction should be turned on whenever playing back tapes which were recorded using this feature.
Здесь английский язык правильный, и смысл тот же самый. Ту же самую фразу, слово в слово, мы читаем и в инструкции от несколько более дорогой, но, судя по отзывам, столь же некачественной деки под известной маркой Marantz.
Налицо странная путаница понятий. Одно ясно: никто из производителей в наше время не удосужился сделать свой вариант компандерного декодера Dolby B, и хотя схема его не так уж сложна, все предпочитают клепать конструкторы «сделай сам» из готовых компонентов, даже если эти компоненты не подходят для указанных целей. Как это типично для нашего времени! Даже внешний вид всех этих китайских дек, за исключением TEAC, подозрительно схож, что наводит на мысли о том, что за ними стоит один и тот же китайский производитель.
Отдельно стоит упомянуть об альтернативной системе компандерного шумоподавления, разработанной около 1980 г. компанией JVC и получившей названием ANRS. Данная система была разработана с одной единственной целью — не платить патентных отчислений компании Dolby Labs. В базовом режиме ANRS полностью совместима с системой Dolby B, в режиме «Super ANRS» — не совместима ни с чем.
Часть 3. «C-NR» и Dolby B
Если бы кто-то всё же сподобился разработать свой собственный компандерный декодер или даже кодировщик, совместимый с Dolby B, для маркировки записей можно было бы использовать, например, вот такой безлицензионный логотип:
Но что же именно даёт шумоподавление типа Dolby B кассетному звуку? А вот что:
Записи №1 и №2 хорошо демонстрируют повышение качества звука при использовании Dolby B как при записи, так и при воспроизведении кассеты. Если в магнитофоне отсутствует необходимый декодер, то мы получаем звучание с завышенным, относительно оригинала, уровнем
(запись №3). Способом обхода этой проблемы является гашение ВЧ соответствующей ручкой (запись №4): на магнитолах для этого служит ручка «Tone» (иногда присутствует даже эквалайзер), на усилителях — «Treble» или «HF«.Так как наш лейбл в конце 2018 г взял курс на качество изданий, мы рассматривали возможность перехода на Dolby B кодирование всех издаваемых кассет. Основной причиной такого решения являлся тот факт, что любая запись, сделанная без использования Dolby B, навсегда остаётся зашумлённой, и реально улучшить её качество невозможно никакой обработкой, в то время как запись с применением компандерной технологии, при воспроизведении на hi-fi оборудовании, может звучать намного лучше, что, конечно, существенно повышает её ценность. Однако, учитывая полное отсутствие на рынке нового совместимого оборудования, эта идея, судя по всему, так и останется неосуществлённой.
Пока же запись с Dolby B присутствует при заказе любой кассеты в виде бесплатной опции. Единственное, что мы ещё можем сделать для повышения качества звука наших изданий — это записывать на Type II (CrO2) плёнку, вместо классической Normal Type (Fe2O3), но это, конечно, даёт немного, по сравнению с тем, что дал бы Dolby B, и уж тем более Dolby S 😛
Фото на обложке: © Asim Bijarani (CC BY 2.0)