Инструкция по настройке полностью переработана 20.12.2023.
Про настройку азимута головки магнитофона знают почти все, и выполнить её можно и на слух (если не быть привередливым). Однако как быть, если у кассетной деки имеется ещё и подстройка «высоты» (height), т.е. посадки головки относительно кассеты по оси Z?
У простых магнитофонных механизмов головка с одной из сторон жёстко зафиксирована, поэтому нарушение её высоты со временем весьма маловероятно, а точка прохождения плёнки относительно головки жёстко задана при помощи направляющих ушек, находящихся, как минимум, на самой головке.
Однако более сложные механизмы, имеющие два лентопротяжных вала, полагаются на дополнительные детали для позиционирования плёнки относительно головки, поэтому в таких механизмах практически всё настраивается, а, следовательно, и расстраивается. Настраиваемой может быть или, собственно, сама высота головки, при помощи специального винта, или лентоподающий жёлоб перед первым (малым) лентопротяжным валом, или и то, и другое (как у дек Nakamichi).
Признаком сбитой высоты головки является как перекос стереопанорамы при воспроизведении кассет с заводской или иной профессиональной записью, особенно слегка размагниченной (либо просто записанной на оборудовании с очень высокой частотой тока подмагничивания), а также глухота по верхним частотам в одном из каналов, которая, не исправляется настройкой азимута для обеих сторон кассеты (т.е. настроишь одну сторону — вторая становится глухой). Воспроизведение кассет, записанных с Dolby-кодировкой, при этом страдает особенно сильно. При особо сильной расстройке высоты возможно даже повреждение ленты направляющими.
К слову, иногда даже у простых механизмов возникает поперечное смещение ленты относительно головки и повреждение плёнки, которое вызвано высыханием резины ролика. Ролик, в таком случае, приобретает форму слегка перекошенного бочонка, и начинает при вращении тянуть ленту в сторону. Разумеется, его необходимо заменить, хотя бы на китайский аналог с AliExpress.
Хотя, согласно инструкциям, настройку высоты головки следует производить при помощи специальной (очень редкой) тестовой кассеты, на деле для подобной настройки отлично сгодятся и гораздо более распространённые тестовые кассеты с тремя видами частот: 10-15 кГц -24dB (или около того), 400 Гц -24dB (или около того) и 1000 Гц 0dB (Dolby-уровень).
Теория здесь такова: мощный сигнал 1000 Гц 0dB (Dolby-уровень) наименее зависим от положения головки, а слабые сигналы 10-15 кГц и 400 Гц — наиболее зависимы, поэтому первый позволяет выставить уровни сигнала воспроизведения, а два других — настроить головку уже физически.
На приведённых выше иллюстрациях условно изображена кассета, стереофоническая головка с двумя катушками и лента со стереозаписью. Когда головка смещена относительно корпуса кассеты возникает уход дорожек с записью из плоскостей катушек, даже в случае наличия направляющих на головке, что, в свою очередь, вызывает глухоту по верхним частотам. Причина этого эффекта здесь та же, что и при расстройстве азимута: кривая индуктивных токов в катушках головки, при воздействии на них ферромагнитным материалом плёнки, нелинейна, поэтому малейший «незахват» полезной площади приводит к резкому падению уровня сигнала для слабо индуцируемых частот, однако, в отличие от расстроенного азимута, здесь оказывается подрублен только один из каналов (на иллюстрации левый).
Пошаговая инструкция по настройке высоты головки:
- Имеем на руках:
- тестовые кассеты (или кассету) с сигналами 10-15 кГц и 400 Гц;
- некоторое количество обычных кассет разных производителей;
- двухканальный осциллограф и кусок стерео-кабеля с RCA разъёмами и зачищенным проводами;
- смартфон или ноутбук с программой типа «Signal Generator» и кабель типа 2xRCA на 3.5мм Jack;
- для механизмов типа AIWA также понадобится специальная отвёртка для мелких гаек (существуют такие, с набором бит разных размеров);
- Подключаем двухканальный осциллограф к обоим выходам деки (теоретически подойдёт даже китайский).
- Если у механизма настраивается и направляющая для ленты, и высота головок (как у многих Nakamichi), то производим проверку:
- вставляем обычные кассеты и слушаем, что лента не шуршит/хрустит при протяжке через механизм (отдельные звуки не в счёт — важно отсутствие постоянного шума/хруста);
- вставляем тестовую кассету с сигналом 10-15 кГц, подстраиваем азимут;
- останавливаем и снова запускаем воспроизведение: картина сигнала должна стабилизироваться как можно быстрее (в норме <0,5 сек); если это не так, значит путь ленты через валы имеет излом, и лента с трудом попадает на нужное место на головке;
- для исправления подстраиваем направляющую: поворачиваем винт крепления направляющей не более, чем на четверть оборота в одну выбранную сторону и снова проверяем стабилизацию картины сигнала — если стало хуже, вращаем в другую сторону;
- вообще, данную проверку и настройку желательно делать при помощи кассеты с выпиленной средней частью лентопротяжной зоны, чтобы можно было видеть воочию, как лента ложится и движется по головке;
- Вставляем тестовую кассету 1000 Гц 0dB (Dolby-уровень) и проверяем, что уровни сигнала на обоих каналах одинаковы. Если это не так, то крутим соответствующие потенциометры на плате. Что крутить и какого уровня добиваться, указано в сервисной инструкции от конкретного магнитофона; если её не существует в природе, то можно взять за ориентир, что, в целом, у магнитофонов позже 1990 г. уровень линейного выхода обычно равен 480-500 мВ, а соответствующие потенциометры могут быть подписаны прямо на плате (что-нибудь вроде «Pb. Level L» и «Pb. Level R»).
- Вставляем тестовую кассету с сигналом 10-15 кГц и настраиваем азимут головки на максимум уровня (любого из каналов).
- Вставляем тестовую кассету с сигналом 400 Гц и настраиваем высоту головки (либо направляющую для ленты, если высота головки фиксирована, как на механизмах AIWA) следующим образом:
- если уровень левого канала меньше, чем правого, то переходим к следующему шагу; в противном случае поворачиваем винт в одну из сторон, пока не увидим, что уровень левого канала начал падать;
- останавливаем воспроизведение, запускаем его снова; убеждаемся, что картина стабильна;
- осторожно крутим винт в обратную сторону, пока уровни каналов не сравняются, после чего проворачиваем винт ещё на 1/8 оборота (важно не перебрать; основной принцип здесь — просто сдвинуть головку самую малость дальше этой точки);
- останавливаем воспроизведение и запускаем снова; снова убеждаемся, что картина стабильна;
- переворачиваем кассету и убеждаемся, что и на другой стороне уровни сигнала между каналами равны;
- Для механизмов типа AIWA придётся как-то временно зафиксировать гайку, т.к. при включении механизма она имеет свойство прокручиваться, и настройка, таким образом, собьётся. В принципе, можно просто временно держать отвёртку на гайке (не нажимая на неё сильно). Окончательно зафиксировать гайку лучше всего полиуретановым клеем типа «Момент» (просто мазком поверх гайки и резьбы) — это проверенный и надёжный способ.
- Теперь снова вставляем тестовую кассету настраиваем азимут: если высота головки выставлена верно, то теперь уровень сигнала между каналами должен быть практически равен. Переворачиваем кассету и убеждаемся, что и на другой стороне уровни равны, или практически равны (небольшая разница в аналоговом мире всегда допустима).
- Для верности повторяем ещё раз все шаги начиная с п. 4.
- Если в деке отдельно записывающая головка (например, на деках Nakamichi), то сначала следует настроить воспроизводящую головку, а по ней настроить записывающую, следуя тому же основному принципу: добиться равенства уровней сигналов между каналами.
- Желательно, но не обязательно, проверяем стирание:
- подключаем к магнитофону генератор сигнала
- вставляем пустую, достаточно качественную кассету
- выкручиваем уровень записи на максимум
- записываем сигналы 400 Гц и 10000 Гц
- отматываем, стираем, прослушиваем — запись должна быть стёрта начисто
- не перематывая переворачиваем кассету и на другой стороне снова записываем сигналы 400 Гц и 10000 Гц
- переворачиваем кассету и прослушиваем ту же тишину: сигнал с другой стороны кассеты не должны быть заметен
Если межфазный перекос между двумя сторонами кассеты устранить не удаётся — не обращайте на него внимания, он может быть вызван просто особенностями плёнки (хотя вообще, это явление свойственно только более примитивным лентопротяжным механизмам). Важно равенство уровней сигнала, а расхождение фазы на 0.05 мкс и менее на слух практически не заметно.
Не пытайтесь добиться абсолютного идеала: в аналоговом мире он вообще недостижим. Учитесь игнорировать флуктуации сигнала и прикидывать среднее значение. Если уровни в среднем равны как между каналами, так и между сторонами, то настройка завершена.
Для удобства подключения линейных выходов магнитофона к осциллографу можно изготовить специальный адаптер. Для уменьшения помех в адаптер можно включить два плёночных или керамических конденсатора ~680..1000 pF между сигналом и землёй, а также подключить землю осциллографа к корпусу магнитофона и отключить все работающие поблизости импульсные блоки питания.